Срочный вызов
 

ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ АНТИНАРКОТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Проект STAR
(по Pentz et al., 1989; Pentz, 1995).

Это универсальная антинаркотическая профилактическая программа, которая направлена на все слои населения общины и содержит обширную школьную программу, программу для родителей, вовлекает средства массовой информации и органы самоуправления, предполагает изменения в политике здравоохранения:

  • Входящий в STAR курс для средних классов школы представляет собой программу общественного влияния (social influence), состоящую из проводимых на протяжении 2-х лет занятий в классах, осуществляемых специально подготовленными учителями.
  • Средства массовой информации используются для освещения, усиления и помощи развитию проекта.
  • В рамках компонента программы для родителей последние выполняют со своими детьми специальные домашние задания, обучаются навыкам общения в семье и участвуют в мероприятиях проекта, проводимых в масштабе общины.
  • Органы самоуправления общины являются основным формальным центром, организующим и контролирующим все мероприятия проекта.
  • Изменения в политике здравоохранения являются задачей органов самоуправления; их цель - разрабатывать и применять политику и законы по отношению к алкоголю, табаку и другим наркотикам. Также они могут касаться других местных законов, например, учреждения зон (или мест), где запрещено употреблять психоактивные вещества (включая алкоголь и табак), и контроля за этими зонами.

Результаты исследований по этому проекту показали положительный долгосрочный эффект: участвовавшие в программе учащиеся старших классов, результаты по которым оценивались в выпускном классе, значительно меньше употребляли марихуану (примерно на 30% меньше), алкоголь (на 20% меньше) и курили (на 25% меньше), чем учащиеся в школах, которые не использовали программу. В результате исследований было установлено, что наиболее важным повлиявшим на результаты фактором было растущее среди их друзей неприятие употребления наркотиков.

Программа по тренингу жизненных навыков
(по Botvin et al., 1990, 1995).

Универсальная школьная программа по тренингу жизненных навыков нацелена на широкий спектр факторов риска и защитных факторов и реализуется путём обучения комбинации общих личностных и социальных умений, способности сопротивляться употреблению наркотиков и общеобразовательной программы обучения. Программа состоит из трёхлетнего профилактического курса, направленного на учащихся средних и старших классов. Она предполагает 15 учебных сессий в течение первого года, 10 закрепляющих в течение второго года, и 5 - в течение третьего. Программа по тренингу жизненных навыков состоит из трёх главных областей: умению сопротивляться предложениям употреблять психоактивные вещества, умению организовывать свою жизнь и общим социальным умениям.

Компонент по умению сопротивляться предложениям употреблять наркотики и рекламе наркотиков предоставляет информацию о провоцирующих употребление наркотиков социальных факторах. Он содержит материалы, разработанные для:

  • улучшения распознавания побуждающего к употреблению наркотиков давления со стороны социального окружения;
  • исправления неверного представления о <поголовном> употреблении психоактивных веществ в обществе;
  • популяризации общественных антинаркотических норм;
  • обучения знаниям о профилактике злоупотребления психоактивными веществами;
  • обучения навыкам сопротивления наркотикам.

Компонент по умению организовывать свою жизнь обеспечивает обучение умению быть независимым и управлять своим состоянием и развивает чувство самоконтроля. Он включает в себя обучение навыкам преодоления трудностей и выработки решений, критическому мышлению для сопротивления влиянию сверстников и средств массовой информации, самоконтролю и самоуважению (что включает правильную самооценку, определение целей, навыки саморефлексии и самоподдержки), и адаптированные копинг-стратегии по умению справляться с гневом и стрессами.

Компонент по общим социальным навыкам увеличивает социальную компетентность учащихся наряду с общими социальными умениями (эффективно взаимодействовать, преодолевать стеснительность, знакомиться с новыми людьми и развивать здоровую дружбу). Обучение этим способностям проходит путём сочетания различных наставлений, наглядных примеров, обсуждения успехов и ошибок обучаемых, закрепления материала, ролевых игр и использования разнообразных домашних заданий.

Программа тренинга жизненных навыков широко изучается последние 16 лет. Результаты показывают, что этот подход в области профилактических мер может привести к 59-75% снижению уровня употребления табака, алкоголя и марихуаны относительно контрольных групп. Повторные закрепляющие курсы могут помочь эффекту внедрения программы. Данные долговременного наблюдения за выпускниками программы, собранные по различным источникам и охватывающие около 6000 учащихся 56 школ, показали значительное снижение уровня курения, употребления алкоголя и марихуаны через 6 лет после её внедрения. Курение табака, марихуаны и употребление алкоголя участвовавшими в программе учащимися было на 44% ниже, чем в контрольной группе, а регулярное (еженедельное) употребление различных психоактивных веществ было на 66% ниже.

Хотя ранние исследования по программе тренинга жизненных навыков проводились среди белого населения, несколько недавних работ показали, что она также эффективна для молодёжи национальных меньшинств в городах. Данная программа также эффективна, если применяются различные учебные расписания и персонал проекта работает с разной интенсивностью. Наконец, результаты оценок показывают, что данная профилактическая программа работает независимо от того, внедряют ли программу взрослые или её ведут подростки среди ровесников.

Эксперимент по противоалкогольным профилактическим мерам среди подростков (Adolescent Alcohol Prevention Trial, ААРТ)
(по Donaldson et al., 1994)

Это универсальная школьная программа для 5 класса, с закрепляющим курсом в 7 классе. Она включает две основные стратегии. Обучение навыкам сопротивления рассчитано таким образом, чтобы привить детям социальные и поведенческие навыки, которые помогут им отказывать в случаях явного предложения наркотиков и алкоголя. Нормативный курс специально разработан для борьбы с влиянием пассивного социального давления и эффекта социального моделирования. Он сфокусирован на исправление ошибочных представлений о преобладании злоупотребляющих алкоголем и наркотиками в обществе и <естественности> злоупотребления психоактивными веществами и на введение консервативных групповых норм.

В процессе исследования учащиеся получали либо только информацию о последствиях употребления наркотиков, либо только нормативное образование, либо тренинг сопротивления употреблению наркотиков в сочетании с нормативным образованием. Результаты показали, что сочетание тренинга сопротивления употреблению наркотиков и нормативного образования предотвращали употребление наркотиков; один тренинг сопротивления употреблению наркотиков был не вполне успешным.

Сиэттлский проект социального развития
(по Hawkins et al., 1992)

Это универсальная школьная воспитательная программа для первых-шестых классов. Направлена на уменьшение риска совершения проступков и употребления наркотиков для детей через усиление защитных факторов. Многокомпонентный процесс обучает педагогов начальной школы использовать активное управление классом, интерактивные обучающие стратегии и совместное обучение в своих классах.

В то время как дети переходят из класса в класс, родителям предлагается тренинговый курс <Как помочь вашему ребёнку успевать в школе>, программа тренинга навыков ведения семейных дел "Общайтесь с ними, когда они в хорошем расположении духа" и программа "Подготовимся к годам без наркотиков". Программы направлены на улучшение умений, возможностей и поощрений в процессе социально-полезного вовлечения детей в школьные и семейные мероприятия и укрепление связей со школой и семьёй и приобщение к нормам, предполагающим отказ от наркотиков.

Длительное изучение результатов показало, что обучавшиеся в программе показывают положительные результаты: снижение антисоциального поведения; улучшение академической успеваемости; большую степень приверженности школе; снижение уровня отчуждённости; более крепкие связи с теми, кто ведёт просоциальный образ жизни; улучшение поведения в школе и уменьшение количества случаев употребления наркотиков.

Проект "Семья"
(По Spoth, из источников в средствах массовой информации)

Проект "Семья" представляет собой серию взаимосвязанных экспериментов, имеющих следующие цели: (1) увеличение общей осведомлённости семьи и молодёжи, для чего производится обучение с последующей проверкой положительных изменений в семьях; (2) изучение факторов, влияющих на участие родителей в семейных программах; и (3) проведение широких исследований по определению потребностей семей и общин в штате Айова. Профилактической частью проекта "Семья" являются "Подготовка к годам без наркотиков" (PDFY), разработанная в университете штата Вашингтон, и <Программа укрепления семей штата Айова> (ISFP) - модернизированная программа укрепления семей университета штата Юта, которая будет рассмотрена ниже. Программа PDFY имеет пять учебных курсов для родителей; один из этих курсов родители и подростки посещают вместе. Программа ISFP состоит из семи курсов, все они предназначены для совместного изучения детьми и их родителями. Служба расширения совместной деятельности университета штата Айова оказывала помощь в применении и последующей оценке обеих программ; она также адаптировала для коренного населения Америки методы, используемые в проектах.

Сравнение обеих программ с контрольной группой семей показало их положительное влияние на родительские навыки воспитания детей (например, по воспитанию в повседневных условиях, по умению наблюдать за поведением ребёнка, по привитию дисциплины) и на улучшение помощи родителей и детей друг другу. В дополнение к вышесказанному, недавняя оценка результатов программы ISFP через год после применения показывает усиление сопротивления молодёжи побуждающему к употреблению алкоголя давлению сверстников, снижение контакта с асоциально ведущими себя сверстниками, и уменьшение проблемного поведения. Важно, что оценка результатов эксперимента демонстрирует непосредственную связь позитивных "родительских" результатов со снижением проблемного поведения детей. Результаты исследований помогают понять, что использование семейных программ в сочетании со школьными является более успешным, чем применение только школьных программ.

Вторая часть экспериментального проекта была посвящена изучению наиболее эффективных путей вовлечения семей в участие в программе. Результаты подчёркивают важность нескольких практических способов привлечения и удержания в программе, таких как гибкость расписания, максимально малое время занятий в начале программы, взаимодействие с родителями подростков и различные поощрения (например, развлечения, бесплатное питание и уход за маленькими детьми тех родителей, которые не могут оставить их на время занятий в программе).

Исследования в масштабах штата определили выраженность в тех или иных случаях факторов риска, защитных факторов и проблем, связанных с употреблением различных препаратов. Результаты были учтены для целей планирования здравоохранения.

Программа укрепления семей
(по Kumpfer et al., 1996)

<Укрепление семей> является выборочной профилактической многокомпонентной программой, нацеленной на семью. Предполагается, что она должна обеспечить защиту детей от 6 до 10 лет от влияния людей, употребляющих наркотики. Программа начиналась как попытка помочь употребляющим наркотики родителям улучшить их родительские навыки и снизить факторы риска, влияющие на детей. Программа была адаптирована к культурным особенностям и оказалась эффективной (по независимым оценкам) в работе с афро-американскими, испанскими семьями и семьями жителей островов в Тихом Океане и в Азии.

Программа укрепления семей состоит из трёх элементов: тренинга родителей, тренинга умений детей и тренинга семейных умений. В каждом из 14 еженедельных занятий первый час родители и дети занимаются отдельно. В течение второго часа родители и дети собираются вместе для тренинга семейных способностей. После этого семьи ужинают, смотрят фильм или развлекаются вместе.

Тренинг родителей направлен на улучшение родительских навыков и снижение употребления родителями психоактивных веществ. Тренинг умений детей через работу с психотерапевтом уменьшает негативное поведение детей и улучшает социально приемлемое поведение. Тренинг семейных умений улучшает семейную атмосферу, вовлекая оба поколения в обучение новым способам поведения и применение их на практике.

Данный подход к профилактике был оценён в различных ситуациях и в работе с различными расовыми и этническими группами. Основными результатами программы являются уменьшение семейных конфликтов, улучшение общения и умения вести семейные дела, а также снижение уровня неадекватного поведения, агрессивности и злоупотребления наркотиками у молодёжи.

Программа <Семья - в центре внимания>
(по Catalano et al., из данных прессы)

Являясь выборочной программой для находящихся на лечении метадоном родителей и их детей, она имеет основной целью снижение использования запрещённых законом препаратов путём обучения предупреждению и предотвращению рецидива употребления наркотиков. Также родителей обучают, как лучше вести семейные дела. Обучение родителей состоит из 5-часового занятия отдельно от семей и из 35 полуторачасовых совместных тренингов для родителей. Дети посещают 12 занятий в рамках курса развития соответствующих навыков вместе со своими родителями.

Темы курса включают укрепление семьи, профилактику рецидива употребления наркотиков, общение в семье, управление семейными делами, формирование чётких семейных принципов относительно употребления алкоголя и других психоактивных веществ, обучение детей различным навыкам (как, например, преодоление трудностей и сопротивление предложениям употреблять наркотики), а также помощь детям в улучшении успеваемости.

Недавно полученные результаты показывают, что наблюдается значительное снижение употребления наркотиков родителями и улучшение родительских умений по сравнению с контрольными группами; воздействие программы на детей, однако, ещё не было изучено.

<Разъединяющая молодёжная программа>
(по Eggert et al., 1994, 1995)

Это школьная профилактическая программа по показаниям, нацеленная на учеников последних классов, имеющих плохую успеваемость и близких к исключению из школы. Они также могут иметь другие проблемы (злоупотребление психоактивными веществами, депрессии, суицидальные наклонности). Программа обучает способности сопротивляться факторам риска и удерживаться от наркотиков после первого употребления.

В программу принимаются ученики, которые плохо успевают в школе, часто прогуливают, уже пытались оставить школу или очень близки к этому.

Программа включает в себя социальную поддержку и тренинг жизненных навыков со следующими компонентами:

Класс Личностного Роста с ежедневными занятиями, разработанными таким образом, чтобы развить самоуважение, саморефлексию, навыки межличностного общения и умение преодолевать трудности. Продолжительность - один семестр.

Мероприятия по повышению социальной активности и укрепления связей со школой, направленные на развитие социальной активности и дружеских отношений без наркотиков, а также улучшение отношения подростка к школе;

План действий школы в ответ на кризисные ситуации, направленный на профилактику самоубийств.

Исследования показали, что эта программа улучшает активность в школе; повышает уверенность в себе, саморефлексию, связь со школой и социальную поддержку; уменьшает приобщение к употреблению наркотиков и связи с асоциальными сверстниками; помогает преодолевать депрессию, гнев, агрессию, чувство безнадёжности, стресс и суицидальное поведение. Дальнейший анализ показывает, что обучение в Классе Личностного Роста вносит большой вклад в уменьшение увлечённости наркотиками и риска суицидального поведения.

Обучение и тренинг подростков во избежание употребления стероидов: программа ATLAS (Adolescents Training and Learning To Avoid Steroids)
(Goldberg et al., 1996)

ATLAS является многокомпонентной универсальной программой для мальчиков-старшеклассников, занимающихся бодибилдингом. Она разработана для снижения факторов риска употребления анаболических стероидов и других препаратов и одновременной пропаганды здорового спортивного питания и альтернативных способов силовых тренировок вместо запрещённого использования препаратов, увеличивающих мышечную массу. Тренеры и товарищи по команде способствуют проведению курса с применением специальных печатных руководств в небольших группах совместного обучения, пользуясь всеми преимуществами влияния тренерского состава и атмосферы имеющей единую цель команды на подростков.

Семь 45-минутных уроков в классе и семь циклов физических тренировок состоят из ролевых игр, состязаний и образовательных игр. Вспомогательные средства обучения включают <карманного> размера пакеты с питанием, руководства по выполнению упражнений и рабочие тетради с простыми рекомендациями. Родителям привлекаются к выполнению совместного с учащимися домашнего задания и к изучению буклета <Семейное руководство по правильному питанию спортсменов>.

Различные аспекты программы содержат сведения о стероидах и других препаратах, развивают навыки отказа на предложения наркотиков, преподают этику поведения в команде, укрепляют антинаркотические внутрикомандные установки, разъясняют правила применения лекарственных средств, подчёркивают уязвимость людей относительно эффектов психоактивных веществ, разоблачают создаваемые средствами массовой информации пропагандирующие употребление наркотиков образы, формируют нетерпимое отношение родителей, тренеров и команды к употреблению наркотиков; другие аспекты направлены на проведение целевых мероприятий по правильному питанию и физической подготовке спортсменов. Распространяемые в школе рекомендации по наращиванию мышечной массы обеспечивают безопасность тренировок, снижают влияние коммерческих спортивных залов (где анаболические стероиды и другие вещества более доступны) и способствуют усилению действия программы.

Участвующие в программе ATLAS ученики, занимающиеся бодибилдингом, лучше понимают влияние анаболических стероидов и других препаратов на организм, их побочные эффекты, и лучше осознают негативное отношение их родителей и тренеров к употреблению наркотиков. К тому же они демонстрируют лучшую способность к сопротивлению наркотикам, меньшее доверие пропаганде стероидов в средствах массовой информации, большую уверенность в личных возможностях накачать мышцы и приобрести силу без стероидов, большую уверенность в себе и меньшее желание употреблять стероиды. Очень важно, что эти учащиеся-спортсмены не поддавались соблазну употреблять стероиды, продолжали следовать правильному режиму питания и тренировок и спустя 1 год после вмешательства. Программа содержит четыре закрепляющих курса в каждом последующем году в старших классах школы.

Программа для переходного периода подросткового возраста
(по Dishion et al., из материалов прессы)

Эта школьная программа сфокусирована на родительском воспитании и интегрирует универсальный подход, выборочный подход и подход по показаниям в широкой профилактической работе в средних и старших классах средней школы.

Универсальный уровень стратегии данной программы, направленный на родителей всех учащихся в школе, предполагает создание в школе <Комнаты семейных ресурсов>. Её целями являются (при содействии учителей школы): вовлечение родителей в профилактическую деятельность, выработка родителями общих правил воспитания детей, распространение информации о риске, связанном с проблемным поведением и использованием психоактивных веществ. Видеокассета <Родительское воспитание в подростковом возрасте> помогает родителям определить внешне заметные факторы риска и концентрирует внимание на использовании навыков эффективного ведения семейных дел, включая позитивное подкрепление, наблюдение, установление ограничений и установление нормальных отношений для облегчения выяснения уровня и областей риска.

На выборочном уровне вмешательства программа <Проверка Семьи> предлагает осуществить оценку риска в семьях и их профессиональную поддержку с тем, чтобы понять, в каких из них высок риск проблемного поведения и употребления психоактивных веществ.

На уровне подхода по показаниям учебный курс <Родители - в центре внимания> обеспечивает прямую профессиональную поддержку родителям, чтобы они могли выполнить все действия, рекомендованные программой <Проверка Семьи>. Помощь может включать поведенческую семейную терапию, родительские группы и работу по непосредственной помощи клиентам. Следуя этой поэтапной стратегии, имеющая показания для вмешательства семья по идее должна сначала участвовать в программе <Проверка Семьи> и получить информацию из <Комнаты семейных ресурсов> о факторах риска на ранних этапах приобщения к наркотикам и о действиях родителей, направленных на снижение риска использования наркотиков их детьми.

Программа выполняется в виде серии профилактических экспериментов, которые задействуют курс <Родители - в центре внимания> и другие методы воздействия, включая работу с подростками с высоким уровнем риска (например, курс <Подростки - в центре внимания>) и узконаправленные методы, включая видеокассеты и листовки. Полученные в результате данных экспериментов выводы показали, что профилактическая работа с родителями подростков из групп риска нужна, чтобы снизить рост употребления наркотиков, а повторяющиеся закрепляющие курсы необходимы в течение всего опасного периода. Такой подход оказался чрезвычайно важным, поскольку было установлено, что подростков из групп риска не следует собирать вместе в одних группах. Это может только ухудшить их и без того проблемное поведение, включая неприемлемое поведение в школе и употребление наркотиков.

Проект <Космонавт> (Welttraumfahrer)
<Саксонский земельный союз поощрения здорового образа жизни>

Он был разработан педагогами и социологами в сотрудничестве с молодёжным наркологическим консультационным пунктом города Дрездена и центром помощи больным СПИДом Дрездена. Он отвечает выражаемой учителями и сотрудниками органов здравоохранения потребности в поддержке многодневных проектов (например, походов в классы) по профилактике наркомании. Особенность проекта заключается в расширении жизненных навыков путём развития способностей получать удовольствие. Их тренировка играет особую роль, причём дети и подростки работают над вопросом: <От чего мне хорошо, что я сам могу сделать, чтобы больше радоваться жизни и повысить своё общественное благосостояние?>.

В центре проекта - методический сундук в виде космического корабля, с помощью которого дети и подростки в течение трёхдневного семинара могут воплотить свои мечты и желания на вымышленных планетах. Методический сундук содержит все необходимые материалы для дискуссий, для создания обстановки космоса, различных игр и упражнений. Помимо упражнений, которые, в общем, помогают развивать в группе фантазию, творчество и хорошее самочувствие, большое внимание уделяется анализу как положительных, так и отрицательных аспектов наркотического опьянения, потребительских привычек в обществе, причин поведения, приводящего к злоупотреблению, и собственное понимание подростками темы наркомании. В атмосфере откровенности и раскованности подростки имеют возможность уяснить свою обязанность самостоятельно принимать решения в отношении наркотических средств и нести за них ответственность.

Проект <Космонавт> работает преимущественно в рамках тематических дней, проводимых в школах. Концептуально он рассчитан на возрастную группу от 12 до 16 лет. В роли ведущего может выступать сам учитель, взяв себе в помощь напарника. Для этого выдаются методические сундуки с материалами и методическими пособиями для ведения семинара. Дополнительно в рамках проекта с расчётом на перспективу учителям предлагаются курсы повышения квалификации, поскольку, как показал опыт, подобный <космический полет> может быть удачным только в том случае, если ведущие проект учителя вооружены необходимым пониманием принципов данной работы.

Проект <подвесная дорога> (Drahtseil)

Это проект профилактики наркомании среди детей и подростков в Лейпциге под эгидой зарегистрированного общества <Центр интеграции>. Он осуществляется в детских и молодёжных клубах и включает в себя несколько направлений, все из которых можно объединить понятием тренировки жизненных навыков. В рамках проекта предлагаются уроки на темы <Полнота чувственного восприятия жизни>, <Угроза наркомании и наркотики>, <Насилие>, <Здоровый образ жизни и питание>. С привлечением элементов педагогики, построенной на личном опыте, интерактивных, подвижных и ролевых игр, в индивидуальных и групповых беседах детям и подросткам сообщают о формах и стилях преодоления жизненных проблем по эту сторону употребления наркотиков и насилия. Целевые группы - школьные и образовательные классы. Хотя тематические уроки в рамках проекта обычно проводятся в детских и молодёжных клубах, по просьбе сотрудники также приходят в соответствующие школы. В частности, после школы младшие школьники могут найти в детских и молодёжных клубах, где осуществляется проект <Подвесная дорога>, возможность для занятий в форме курсов, кружков и спортивных секций. Оптимальными условиями для такого рода деятельности являются большое функциональное здание и относительно большое число сотрудников.

Однако опыт сотрудников показывает, что для употребляющих наркотические вещества детей и подростков необходимо расширение предлагаемых форм вторичных профилактических мер. Беседы об опыте наркотического опьянения, о риске и знакомство с имеющимися структурами помощи занимают всё больше времени, причём наблюдается плавный переход от первичной к вторичной профилактике.

Проект <Освободи своё сознание> (Free your mind)

В его центре находится принцип тренировки жизненных навыков, реализуется службой здравоохранения города Лейпцига. Его особенность - работа по модели <обучение у сверстников> (peer education). Этот подход основывается на осознании того факта, что поначалу ни к чему не обязывающие отношения в группе сверстников со временем приобретают для подростков растущее значение и развиваются в существенный фактор социализации. Цель состоит в передаче воспитательных задач в руки подростков, исходя из принципа, что подростки намного ближе к специфическому повседневному миру своей группы. Из подростков готовят пропагандистов (мультипликаторов), которые в кругу друзей могли бы вести компетентные беседы о наркотиках и различных подходах к профилактике наркомании. Ещё одной особенностью Лейпцигского проекта является также участие в качестве кураторов студентов психологии и социальной педагогики.

До сих пор возникло десять направлений работы в области свободного времени школьников от создания театральных кружков, выпуска школьных газет до организации и проведения тематических дней в рамках проекта, школьных праздников и оформления выставки на тему профилактики наркомании. Студентам было дано задание вместе со школьниками создавать в школах кружки и давать профессиональные советы. Сюда относится также курирование школьников-пропагандистов для выявления успехов в учёбе и на практике. Для студентов это возможность соединить теоретические знания с практической работой. В ходе осуществления проекта непредвиденно обнаружилась необязательность многих школьников-пропагандистов. Это нарушает непрерывную работу и ложится бременем на плечи сопровождающих студентов, которые в подобных случаях часто берут на себя функции непосредственно школьников-мультипликаторов. В качестве положительного момента можно отметить, что этим проектом за более короткое время удалось охватить сравнительно большое число школьников и углубить сотрудничество различных учреждений.

<Проект по принятию превентивных мер против распространения наркотиков Управления полиции Дрездена> (Drogenpräventionsprojekt der Polizeidirektion Dresden).

В нём задействовано четыре сотрудника. Это полицейские со специальной подготовкой, освобождённые от своих прямых служебных обязанностей. В центре их деятельности - разработка тем в рамках школьной программы с 4 класса. С младшими школьниками работа ведётся исключительно по тренировке жизненных навыков. С более взрослыми школьниками, кроме того, ставится задача прививать им объективные знания о принципе действия, и особенно, опасности употребления наркотиков. Прежде всего, это осуществляется на базе уроков биологии в 7 классе. С 8 класса определённую роль начинает играть ознакомление с правовыми основами на уроках этики и обществоведения. Настоящих наркотиков школьникам не демонстрируют, так как это скорее могло бы послужить для них стимулом. Ещё одним первоочерёдным направлением работы является подготовка пропагандистов, родительские вечера и участие в обучении учителей-консультантов.

Существенным ограничением в этой профилактической работе полиции является необходимость уголовного преследования, от которой не освобождены даже работающие в сфере профилактики сотрудники. Поэтому в повседневной работе со школьниками нельзя опираться на личный опыт детей и подростков, а построение доверительных отношений возможно лишь частично и дополнительно осложняется сильной ориентацией полицейской профилактики на борьбу с преступностью.

<Молодёжный наркологический консультативный пункт> (Jugend- und Drogenberatungsstelle)

Он возник в Дрездене в 1996 г. по модели федерального проекта. Его организовало городское Управление по делам молодёжи и управление здравоохранения.

Принципы работы восьми сотрудников - признание объективных причин наркомании и такое её понимание, согласно которому употребление наркотиков необязательно приводит к зависимости. Данный консультативный пункт, в частности, выделяет два аспекта. Во-первых, это признание связи между молодостью и наркотиками, в результате чего употребление наркотиков считается преимущественно типичным для молодёжи феноменом. Во-вторых, это широкая профилактическая работа, рассматриваемая как первоочерёдное направление работы консультативного пункта.

Помимо первичной профилактической деятельности в школьных классах <Молодёжный наркологический консультационный пункт> предлагает: различные вторичные и третичные направления превентивной деятельности, разрешение кризисных ситуаций и консультации для наркоманов (включая направление на детоксикацию, отвыкание и лечение), консультирование употребляющих наркотики заключённых, диспансерное обслуживание в стадии выздоровления.

Проект <Более безопасное употребление> (Safer use)

Он направлен на участников <тусовок> с наркотиками, и использует специально ориентированную на наркотики консультативную схему в двух районных бюро дрезденской организации уличных социальных работников. Для проекта <Более безопасное употребление> используется автобус консультационного пункта, чтобы находиться в непосредственной близости к подобным <тусовкам>. Посетителям <тусовок> выдаются из автобуса информационные материалы, витамины, минеральная вода и свежие фрукты, и имеется время для беседы с сотрудниками или общественными помощниками. Часто эти контакты становятся первым шагом на пути в консультационный пункт. В консультационном пункте имеется также информационное кафе, открытое два раза в неделю. Здесь встречаются подростки, которые либо употребляют большие дозы, либо уже попали в зависимость. Подросткам предоставляется возможность постирать белье, поменять шприцы или пообедать.

<Драг-скауты>

Эта организация работает в Лейпциге исключительно в сфере вторичной профилактики. Она возникла в 1998 г., и в своей работе оба её сотрудника руководствуются принципом терпимости и признания объективных причин наркомании. Организатором выступает зарегистрированное общество <Наркологический центр Лейпцига>. <Драг-скауты> в первую очередь стремятся сообщать конкретную информацию как об отрицательных, так и о положительных следствиях употребления наркотиков, о наркомании и её возникновении. При этом они исходят из принципа, что на переднем плане должно стоять не воздержание, а ответственное и менее рискованное обращение с наркотиками. Объект их работы - употребляющие наркотики подростки, которые по различным причинам до этого не были охвачены имеющимися проектами. Подход предполагает, что подростки должны сами обратиться со своими нуждами к <Драг-скаутам>.

В профилактической сфере города Лейпцига она предлагает следующее:

  • Клубная работа (Clubwork) - это работа с подростками в молодёжных клубах досуга. Удачным направлением подобной деятельности явилось создание <Зоны наркотиков>, специально обустроенного пространства, которое должно создать доверительную атмосферу и облегчить беседы об опыте обращения с наркотиками. Экспонируемый материал информирует подростков о наркотиках и их употреблении.
  • Работа в средствах массовой информации (Medienarbeit) - соответственно распространение информации о наркотиках через средства массовой информации. Разработанная <Драг-скаутами> брошюра <Тусовочные наркотики: как себя обезопасить> содержит всю важную информацию о риске, наркотическом опьянении, первой помощи, действии наркотиков, включая побочные эффекты и советы по более безопасному использованию таких распространённых наркотических средств, как алкоголь, конопля, <экстази>, ЛСД, <спид> (speed), кокаин и героин. Особенность брошюры - в её молодёжном оформлении и отсутствии нравоучений. Всё возрастающее количество времени отводится работе в сети <Интернет>. Важную информацию из брошюры можно вызвать через <Интернет>. Кроме того, по <Интернету> подростки могут получать анонимные консультации.
  • С сентября 1998 г. функционирует <Телефон по наркотикам> (Drogentelefon), по которому звонящий может получить анонимно информацию и консультации.
  • Начав недавно уличную социальную работу (Straßensozialarbeit), <Драг-скауты> ответили на просьбу уличных социальных работников города. Теперь у них есть лотки со своим информационным материалом, с которыми они отправляются на <стрелки> группировок. Подобным образом поступают сотрудники и во дворах отдельных школ.

Все предлагаемые <Драг-скаутами> мероприятия направлены на внешкольное время подростков. Поскольку проект ещё очень молод, в концептуальном смысле он ещё открыт и подвижен. Большей частью он соответствует нуждам подростков, которые определяются в контактах и беседах. Поэтому многое ещё на стадии опробования, многое подростки принимают, но некоторые из предлагаемых видов работы не соответствуют потребностям и отвергаются.

Публикация:
Сердюк А. А. Обзор зарубежных антинаркотических программ  // Новости украинской психиатрии. - Харьков, 2002. http://www.psychiatry.ua/articles/paper057.htm