Срочный вызов
 

Причины неврастении

Что такое астения
Причины неврастении
Клиническая картина неврастении
Головная боль напряжения
Диагностика неврастений
Немедикаментозное лечение астении

В 1936 г. канадский ученый Ганс Селье предложил концепцию стресса. Он писал, что невозможно полностью избежать стресса, и стресс биоло­гически необходим. Под стрессом понималась неспецифическая реакция организма на любое напряжение (стрессор). При этом стресс не всегда вреден, он неизбежен, он необходим. «Стресс - острая приправа к повсед­невной жизни..., ничто не изнуряет так, как бездеятельность, отсутствие раздражителей, препятствий, которые предстоит преодолеть». В стрессе постоянно происходит тренинг организма и психики.

Селье выделил три стадии стресса:

  1. стадия мобилизации, напряжения. В этот период возникают тревога, волнение.
  2. стадия сопротивления и адаптации. В этот период организм борется со стрессом и достигает равновесия. Необходимо отметить, что в орга­низме человека есть ресурсы для борьбы со стрессом. Выделяющиеся при активации стресс-системы вещества (норадреналин, кортикотропин-ри-лизинг-гормон, вазопрессин) стимулируют работу стресс-лимитирующей системы, что ограничивает активность стресс-системы.
  3. стадия истощения. Длительный стресс приводит к тому, что организм постепенно уступает стрессу. Ресурсы организма снижаются, и адаптация меняется на дезадаптацию. Данная стадия ведет к разрушению организма.

В дальнейшем Селье разделил стресс на «эустресс» и «дистресс». Первый характеризуется положительными эмоциональными реакциями, возникающими на фоне нагрузки. Под дистрессом автор понимал эмоци­онально-стрессовое состояние, которое отличается неприятными пере­живаниями и приводит к возникновению различных нарушений.

Раньше стресс разделяли на физиологический и психический, а теперь врачи и психологи считают, что любой стресс сопровождается как физио­логическими, так и психологическими проявлениями.

К числу вызывающих стресс (стрессогенных) факторов относятся ос­трые или хронические психотравмирующие обстоятельства, выраженные неблагоприятные жизненные перемены, учебные или производственные перегрузки, конфликты в семье или на работе.

Согласно Ю.В. Щербатых (2006), объективные причины стрессов можно разделить на четыре группы:

  1. условия жизни и работы;
  2. окружающие люди; 
  3. социальные факторы среды;
  4. чрезвычайные обстоятельства.

В последние годы употребляют термин «социальное стрессовое рас­стройство», в основе которого лежат глубокие социально-экономические изменения (Александровский Ю.А., 2000). Психологи часто используют такие понятия как «профессиональный стресс», т.е. обусловленный про­фессиональными факторами, и «организационный стресс», т.е. обуслов­ленный неправильной организацией работы. В этой связи надо упомянуть такой синоним неврастении, как «синдром менеджера», характеризую­щийся возникновения астении у сотрудников управленческого звена.

 Следует отметить специфические профессиональные причины стресса у медицинских работников (Щербатых Ю.В., 2006):

  1. Огромная ответственность за жизнь и здоровье пациентов.
  2. Длительное нахождение в «поле» отрицательных эмоций — страдания, боли, отчаяния и т.д..
  3. Неравномерный режим работы с ночными и суточными дежурствами.
  4. Низкий уровень заработной платы.

Говоря о профессиональном стрессе нельзя не упомянуть термин «эмо­циональное выгорание (burnout)», введенный американским психиатром Н.J. Freudenberger в 1974 году для оценки психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиен­тами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Согласно определению Всемирной организа­ции здравоохранения «синдром выгорания» - это физическое, эмоцио­нальное или мотивационное истощение, характеризующееся нарушением продуктивности в работе и усталостью, бессонницей, повышенной под­верженностью соматическим заболеваниям.

Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Современные ис­следователи подчеркивают, что эмоциональное выгорание может быть причиной возникновения хронической усталости.

В 1986 г. американские ученые выделили три основные группы проявлений данного состояния:

  1. эмоциональную исто­щенность,
  2. деперсонализацию (цинизм) 
  3. редукцию профессиональных достижений

Под эмоциональным истощением понимают чувство эмоци­ональной опустошенности и усталости, обусловленное профессиональ­ной деятельностью. Деперсонализация проявляется в виде дегуманиза­ции отношений к объектам своей деятельности (пациентам клиентам): холодности, формализации контактов, черствости, цинизма. Возника­ющие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со вре­менем прорывается наружу и приводит к конфликтам. Редукция личных профессиональных достижений - занижение профессиональных успехов, возникновение чувства собственной некомпетентности в своей профес­сиональной сфере. Данному состоянию наиболее подвержены медицинс­кие работники, управленческий персонал, педагоги, психологи, продавцы, адвокаты, сотрудники правоохранительных органов.

Эмоциональное выгорание чаще встречается у лиц с поведением типа А (Водопьянова Н.Е., Старченкова ЕС., 2005). В 1959г. кардиологи М.Friedman и R.Rosenman (1959), выделили группу лиц с «поведением типа А» или «коронарный тип личности» с повышенным риском разви­тия ишемической болезни сердца и инфаркта миокарда. Личностные осо­бенности у таких пациентов представлены чрезмерным стремлением к достижению успеха и признанию, чрезмерному контролю над ситуацией, повышенной агрессивностью, нетерпеливостью. По мнению Н.В. Гриши­ной (1997) выгорание плата не за сочувствие людям, а за свои нереализо­ванные жизненные ожидания.

Кроме внешних факторов в развитии стресса большое значение имеют опосредующие факторы, определяющие стрессоустойчивость человека. К ним относят эмоциональную стабильность, выносливость и т.д. Необхо­димо отметить роль особенностей личности как опосредующего фактора. Существуют различные концепции совладания со стрессом (копинг-поведения). К.Lazarus  (1966) отметил в овладении стрессовой ситуацией две последовательные стадии процессов познавательной активности: первич­ной оценки того, насколько ситуация угрожающа, и вторичной оценки возможностей с ней справиться. Для этого может быть применена одна из двух стратегий: либо прямые действия, сопровождаемые соответствующей эмоциональной активацией, например нападение (гнев), бегство (страх), пассивность (депрессия), либо переоценка, выставляющая ситуацию ме­нее опасной, в более благоприятном свете, и, в свою очередь, понижающая уровень связанного со страхом эмоционального возбуждения.

Наряду с личностными особенностями важную роль играют элементы социального окружения: социальной сети (системы социальных отноше­ний конкретного человека — семья, друзья и т.д.) и социальной поддержки (Пере М. и соавт., 2003). Данные элементы могут смягчить негативный эф­фект стресса.

По мнению П.К. Анохина (1980) центральным механизмом про­исхождения психогенных астений является не борьба возбуждения и торможения, а конкуренция двух систем возбуждения, опосредующих два взаимоисключающих вида деятельности. Торможение возникает как ре­зультат столкновения двух систем возбуждения.

В происхождении неврастении большее значение имеет хронический стресс, в развитии которого играют роль не только стрессогенные факто­ры, но и индивидуальные адаптационные механизмы, в том числе воспри­ятие и интерпретация человеком внешних обстоятельств.  Нейрофизиологической основой стресса являются изменения функцио­нального состояния лимбической системы и гипоталамуса. Выделяющиеся при активации стресс-системы вещества (но-радреналин, кортикотропин-рилизинг-гормон, вазопрессин) стимули­руют работу стресс-лимитирующей системы — выработку ГАМК (гам-ма-аминомаслянная кислота) и опиоидных пептидов, что ограничивает активность стресс-системы (Пшенникова М.Г., 2000). С Нейрофизиологической точки зрения длительное воздействие стрес-сорного фактора вызывает перенапряжение механизмов психической адаптации, что может привести к истощению процессов управления и ре­гуляции, развитию состояний перенапряжения и астенизации с последую­щим переходом в состояние заболевания. (Баевский Р.М., 1973). Согласно теории Н.П. Бехтеревой (1988), при нарушении функции отдельных эле­ментов мозга приспособление происходит не путем восполнения пора­женных структурных звеньев, а за счет формирования нового гомеостаза. Таким образом, формируется новое устойчивое патологическое состояние.

 По мнению В.Н. Григорьевой (2004) с физиологических позиций состо­яние стресса можно условно представить как нарушение привычного рит­ма жизнедеятельности, изменение баланса между периодами активации и релаксации систем организма с преобладанием их возбуждения.

Анализ ЭЭГ при неврастении показывает низкую амплитуду энцефа-лографических волн, преобладание медленно-волно­вой активности и недостаточную выраженность альфа-ритма (Карвасарский Б.Д., 1990), что свидетельствует о снижении активириующих влияний ретикулярной формации.