Срочный вызов
 
Что такое игровая зависимость
Лечение игровой зависимости
Структура болезни
Поведение больных
Как развивается зависимость
Игровые автоматы

Игровая зависимость - структура болезни

Экономическое развитие привело не только к изменению условия жизни, но и к появлению новых форм психологических зависимостей. Россию охватила зависимость от игровых автоматов и казино. Некоторые люди считают игровые автоматы или лотереи развлечением и безобидным средством для снятия стресса. Однако за последнее время, благодаря общедоступности и массовой рекламе казино и уличных автоматов, игровая зависимость приобрела более широкий масштаб. Люди массово "подсаживаются" на игру. Именно "подсаживаться", поскольку научно доказано, что пристрастие к игре - это психологическая зависимость.

Игровая зависимость - явление не новое. Игорные дома впервые возникли еще в XII веке. Симптомы игрока нашли отражение в публицистике и литературе. (например, игровую  зависимость  подробно описывает Ф.М.Достоевский в книге "Игрок".

Игровая зависимость, помимо труднопреодолимого влечения к игре, характеризуется расстройствами поведения, психического здоровья и самочувствия.

Некоторые ее проявления сходны с проявлениями других видов зависимости: патологическое влечение, потеря игрового контроля, абстинентный синдром (синдром лишения), повышение игровой толерантности (устойчивости), продолжительное участие в азартных играх вопреки явным признакам вредных последствий и др.

Синдром патологического влечения к игре

Синдром патологического влечения к игре (игровой драйв) проявляется бескомпромиссным стремлением участвовать в игре, несмотря ни на какие препятствия.
Часто возникают навязчивые представления об игре, фантазии о непременном выигрыше,
Возникает чувство уверенности в выигрыше и вера в свои особые игровые способности, состояние предчувствия удовольствия от предстоящей игры, иллюзия контроля игровой ситуации. В дальнейшем, начинают мучить тревога, появляются конфликтность, недовольство, стремление уклониться от работы... Сверхценная идея и стремление быть в игре приобретают ведущее значение. В период воздержания от игры  (ремиссия) синдром патологического влечения может усиливаться или ослабевать вплоть до затухания, но всегда содержит выраженный оттенок удовольствия.

Абстинентный синдром или синдром отмены при игровой зависимости

При прекращении игры,  у больных игровой зависимостью наблюдаются различной степени выраженности следующие симптомы - нарушение сна, эмоциональные, поведенческие, не резко выраженные вегетативные/соматические расстройства и все усиливающееся патологическое влечение к игре. Пациенты отмечают внутреннюю опустошенность самоосуждение, иногда суицидальные мысли и элементы суицидального поведения. Может развиться бессонница, ночные кошмары, сниться игра и игорные залы. Имеют место снижение аппетита, головные боли, снижение работоспособности и утрата интереса к жизни. Если перерыву в игре предшествовал выигрыш, состояние больных совсем иное. Они хорошо спят. Настроение приподнятое, чувство победы, превосходства, желание потратить деньги, делать подарки. Обостряется иллюзорное представление о контроле игровой ситуации и умении повернуть удачу в свою сторону.

Синдром игрового транса

Синдром игрового транса - поглощение игрой, азарт, невозможность прекратить игру, несмотря на выигрыш или значительный проигрыш. Чаще всего игра продолжается от 3 до 10-14 часов, фактически до тех пор, пока есть средства (деньги) для участия в игре. Основная цель играющего – выиграть. Она сохраняется и при длительном игровом трансе, однако со временем утрачивает свою первоначальную яркость.

В процессе игры суживается сознание и утрачивается адекватное реагирование на ситуацию, исчезает способность контролировать ход игры и в полном объеме использовать игровые навыки. Пропадает способность вовремя прекратить игру, встать и уйти из игрового заведения. Больной погружается в своеобразное состояние «зависания» в игре, при котором невозможно самостоятельно оборвать игру, а друзья или родственники не в состоянии насильно вытащить играющего из игрового заведения в связи с его яростным сопротивлением.

Часто на длинной игровой дистанции (4-14 часов игры) возникает синдром игрового истощения, в результате которого игрок достигает некоего критического состояния. Исчезает основной мотив игры – выигрыш, доминирует желание, чтобы игра скорее закончилась любым результатом, даже проигрышем, и тогда «можно спокойно уйти» и отдохнуть.

Необходимо отметить, что, находясь в состоянии игрового транса, больные забывают обо всех личностных и социальных проблемах, созданных болезненной зависимостью. Они утверждают, что «отдыхают», расслабляются и восстанавливаются после напряженной работы, мол «имеют на это право». В действительности – это один из мифов игроманов, который, кстати, является важнейшей мишенью психотерапевтов.

Синдром выигрыша

Синдром выигрыша – приподнятое, порой эйфорическое настроение, прилив энергии, ощущение своего превосходства, радость достижения цели. Выигрыш создает уверенность в самом себе, в своих возможностях, позволяет фантазировать о самых привлекательных направлениях жизни, включая и успешные варианты игры. Он же, закрепляясь в памяти, способствует срывам и рецидивам заболевания.

Синдром проигрыша

Синдром проигрыша возникает во время игры, сразу по ее завершению или может быть отставленным на одни, реже, надвое суток. Проигрывая по ходу игры и понимая, что все меньше шансов отыграться, больные испытывает все нарастающую тревогу, повышенную раздражительность, чувство злости, иногда сожаления, что начали играть.

После завершения игры, когда больной покидает игровое заведение, синдром проигрыша проявляется подавленным настроением, несдержанностью, повышенной раздражительностью, грубостью, иногда агрессией и разрушительными действиями, суицидальными мыслями. Расстраивается сон, беспокоят тревожные сновидения, отсутствует аппетит, часто болит голова, сердце. Подавленное настроение сопровождается самоосуждением, суицидальными мыслями. Такое состояние может продолжаться 2 суток, постепенно затухает и на смену ему приходит все усиливающееся влечение к игре.